Предмет данной экспертизы – познавательные способности субъекта применительно к расследуемой ситуации, очевидцем либо участником которой он являлся.
Восприятие человека избирательно, в каждый момент времени он может отчетливо отражать ограниченное количество объектов, а при динамично развивающихся событиях восприятие может становиться фрагментарным. Человек способен запомнить и надолго сохранить в памяти далеко не все, что когда-либо видел и слышал. При воспроизведении своих воспоминаний человек описается на свое понимание причин и следствий, одно считает важным, а другое нет. В речи свидетеля часто наблюдаются логические разрывы, что может быть обусловлено различными причинами. Случается, что свидетель дает показания о событиях, значительно отсроченных по времени, о событиях и явлениях, которые он воспринимал в непривычной ситуации, переживая при этом интенсивные эмоции (тревогу, страх, информационную перегразку).
Задачей психологической экспертизы свидетеля является установление его способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, осмысливать их, сохранять в памяти и давать адекватные показания.
Объектом данной судебно-психологической экспертизы является сам подэкспертный. Методами психодиагностики исследуются индивидуальные особенности порогов ощущений, восприятия, мышления, памяти. Оценивается способность в речевой форме описывать наблюдаемые события и явления, отличать свои непосредственные наблюдения от домыслов, предположений, продуктов фантазирования, сведений, полученных из других источников.
Основные вопросы на экспертизу:
1. Учитывая его возрастные и индивидуально-психологические особенности, мог ли потерпевший Иванов И.И. воспринимать важные по настоящему делу обстоятельства, совершаемые с ним действия, сохранять их в памяти, осознавать их характер и значение, адекватно сообщать о них в речевой форме?
2. Обладает ли Иванов И.И. повышенной внушаемостью, повышенной склонностью к фантазированию, если да, то какое влияние это могло оказать на его способность сообщать адекватные сведения по исследуемой ситуации?
3. В каком психическом состоянии находился Иванов И.И. в период восприятия важных для дела обстоятельств?
4. Имеются ли в речевом поведении Иванова И.И. при сообщении им сведений по содержанию исследуемой ситуации психологические признаки заученности показаний, фантазирования?
5. Соответствуют ли сведения, сообщаемые Ивановым И.И. о его собственном поведении в исследуемой ситуации имеющимся у него индивидуально-психологическим особенностям?