Предмет судебно-психологической экспертизы способности потерпевшей по делу об изнасиловании и иных насильственных действиях сексуального характера понимать характер и значение совершаемых с ней действий и оказывать сопротивление. Применительно к потерпевшему чаще всего требуется: установление способности понимать значение собственных действий и действий, связанных с посягательствами на него (в первую очередь по делам об изнасилованиях малолетних и несовершеннолетних), как и способности оказывать сопротивление противоправным действиям.
Одним из квалифицирующих признаков изнасилования является беспомощное состояние потерпевшей (ст. 131 УК РФ). Беспомощность (или беззащитность) характеризуется неспособностью потерпевшего правильно понимать характер и значение ситуации и действий окружающих людей, а также руководить своими действиями. Беспомощность может быть связана с физическим или психическим состоянием жертвы. В тех случаях, когда жертва (в силу особенностей своего психического состояния, личностных свойств) не оказывала реального сопротивления насильственным действиям и у следствия (суда) возникает версия о том, что ее поведение обусловлено наличием беспомощного состояния: неспособностью к эффективной защите от посягательства путем целенаправленного осознанно-волевого поведения в конкретной ситуации.
Следует отметить, что согласно примечанию к ст.131 УК РФ (Федеральный закон от 29.02.2012 г. №14) лица, не достигшие 12-летнего возраста в силу возраста находятся в беспомощном состоянии, то есть не могут понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление посягавшему. То есть в отношении малолетнего лица нет необходимости решать данный вопрос экспертным путем.
Возникают ситуации, когда кроме экспертизы жертвы изнасилования необходимо одновременное проведение психологического исследования несовершеннолетнего обвиняемого (обвиняемых).
Объектом данной судебно-психологической экспертизы является сам подэкспертный. Информация о его психической деятельности - результаты экспериментально-психологического обследования изучаются с учетом материалов уголовного дела, в том числе протоколов допросов, видеозаписей, дневников, писем и прочих документов, поддающихся психологической экспертной оценке и имеющих значение для следствия.
Основные вопросы на экспертизу: 1. С учетом индивидуально-психологических особенностей потерпевшей, ее психического состояния и особенностей исследуемой ситуации, могла ли она правильно понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
2. С учетом индивидуально-психологических особенностей потерпевшей, ее психического состояния и особенностей исследуемой ситуации, могла ли она оказывать осознанное и действенное сопротивление?
ИЛИ
1. С учетом уровня психического развития потерпевшей, ее индивидуально-психологических особенностей и психического состояния была ли она способна понимать характер и значение совершаемых с ней действий и оказывать сопротивление?
(Данная формулировка в основном используется при производстве экспертиз в отношении несовершеннолетних потерпевших).
По данной экспертизе указанные вопросы всегда ставятся в сочетании с вопросами экспертизы способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них адекватные показания.